Отрывок из книги И.П.Неумывакина , В.Н.Хрусталева « Апостол здоровья»:
«— Насчет пряженого, соленого и сброженного. Вот уж тяга была у наших
предков к разносолам и печному томлению. Откуда это?
— Да оттуда, из толщи столетий. Мудрость бытия черпалась из трепетно-
преклонного отношения к хлебу насущному. Вспомним тот же «Домострой» — памятник
русской литературы XVI века. Кто сотворил это чудо, содержащее в себе полезные
сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и
слугам, и служанкам; свод советов и правил, определивший все стороны жизни русского
человека на столетия вперед? Авторство «Домостроя» связывают с именем сподвижника и
духовного наставника Ивана Грозного, благовещенского иерея Сильвестра.
Мне довелось изучить как сам «Домострой», так и источники, связанные с именем
Сильвестра. Он был не только «мастером», учившим грамоте, пению, церковному обиходу
и выводившим молодых людей в священники, дьяконы, подьячие, книжные писцы, но
также был известен как искусный иконописец, серебряных дел мастер, торговец.
Вы знаете, что ценно в этой личности? Его цельность и высочайшие нравственно-
духовные критерии. Нашим бы торгашам хоть толику такого. В своем наставлении сыну
Анфиму Сильвестр так говорил о собственных принципах: «Кому что продавал — все в
любовь, а не в обман; не полюбит кто моего товару, и аз назад возьму, а деньги отдам. А
от купли и от продажи ни с кем брань и тяжба не бывала; ино добрые люди во всем
верили, никому ни в чем не слыгивано [солгано], не манено [не обманывал], не
просрочено, ни в рукоделье, ни в торговле».
— Основа «Домостроя», как считают исследователи, — сведения об
укладе жизни обычных новгородских жителей. Так давайте же заглянем в амбары и
подвалы тех былых времен, где хранились продукты поля, сада и огорода. Предвкушаю
некие приятные открытия.
— Да, в предписаниях сказано: «Осенью необходимо капусту со- лити, а
свекольный рассол ставити, а огурцы солити же». В наставлении ключнику о запасах
сказано также: «...В подвале надлежит, чтобы огурцы, и сливы, и лимоны в росоле же
были».
Удивляет прежде всего, что и лимоны, оказывается, солили и, наконец, их
количество, достаточное для засолки впрок. Естественно, лимоны и упоминаемый тут же
мушкат — мускатный орех — привезены издалека, а отнюдь не являются плодами
новгородского сада. Свое же, домашнее, вот что было: «...У мужа в год все припасено: и
ржи, и пшеницы, и овса, и гречи, и толокна, и всякие припасы, и ячмень, солоду, гороху, и
конопли, и мак, и пашено, и хмель».
— И все же особый упор в «Домострое» на постные блюда. Они
неотступно следуют «духовному расписанию и крестьянина, и городского люда...»
— Именно. Домовитая жена, как подчеркивает «Домострой», должна уметь
этот самый постный ассортимент соблюсти прежде всего и лучше всего. «В постные дни
выпекают пироги с начинкою: с кашей, или горохом, или с соком (соком прежде
называлось всякое жидкое варево), или репой, или грибами, или рыжиками, или
капустою».
А в другом месте: «...Пироги с блинцы, и с грибы, и с рыжики, и с мак, и с репою, и
с капустою». Необычное противопоставление: грибы и рыжики, грибы и грузди нам уже
понятно. Грибами называли нечто «благородное» - белые, подберезовики, подосиновики.
Грузди же, и рыжики, и волнушки - не грибы, а губы.
Появляются на столе ретка (редька), хрен, капуста, росол ставленой и иные земные
плоды, как-то: дыни, свежие огурцы, медовые напитки, брусничная вода, морсы и всякие
сласти. На десерт же — и яблоки, и груши в квасу и патоке."
За последние 100 лет - здоровое питание было потеряно.Где богатыри русские, двужильные?
Какое питание- такая и сила и здоровье.Налицо деградация.
Центр один – и этот центр рулит.